Дорога как актив: развитая транспортная инфраструктура влияет на качество жизни

Shutterstock/FOTODOM В Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол «Инфраструктура дорог и городских пространств: влияние дорожных вопросов на развитие промышленных площадок, жилых комплексов и придорожных территорий». Модератор сессии, член Комитета по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций ТПП РФ Мария Суворовская отметила влияние дорог на развитие промышленных площадок, жилых комплексов и придорожных территорий: «Дороги напрямую влияют на экономику страны в целом, а также на качество жизни населения. Главная задача нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — улучшение жилищной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур. Нам сегодня предстоит обсудить, как дороги влияют на экономику, ее разные аспекты и отрасли».

Поскольку мероприятие прошло при поддержке Ассоциации «Российско-турецкий диалог», слово было предоставлено руководителю Российско-турецкой рабочей группы при Российском союзе промышленников и предпринимателей Арсену Аюпову, который поделился опытом участия турецких компаний в строительстве дорог и инфраструктуры в России. Например, турецкая компания «Ичташ» в свое время участвовала в строительстве трассы М-12 Москва — Санкт-Петербург, строила в Северной столице Западный скоростной диаметр. Это были успешные реализованные концессионные проекты.

Есть ряд других дорожных проектов с участием турецких строителей. Впрочем, их могло бы быть намного больше. «Турецкие строители готовы не просто выполнять подрядные услуги, но и привносить новые технологии, что очень важно», — отметил Арсен Аюпов.

Делать для людей

Велосипед — равноправный участник дорожного движения, считает представитель Института генплана Москвы Мария Мигалёва, посвятившая свое выступление динамике развития велоинфраструктуры. «Сегодня есть серьезная проблема на местной сети для велотранспорта — не выделенная, непонятная, неорганизованная, интуитивно считываемая пользователями линейная инфраструктура, — отметила она. — То есть полное отсутствие до недавнего времени сопутствующих объектов обслуживания, таких как станции подкачки шин, технического осмотра, хранения».

Директор проектной компания «Драфт» Мария Кулькова говорила на схожую тему — об организации дорожного движения и проектировании автомобильных дорог, но в разрезе встраивания-примыкания вспомогательных дорог — выездов из дворов, с парковок на трассы, сформулировав тему своего выступления «Дорога как актив». Нужно, чтобы любой застройщик — будь то создатель жилых комплексов, торговых центров или других объектов — мог бы организовывать выездные пути и примыкания грамотно, с учетом интересов пользователей, тех же велосипедистов. Однако часто приходится сталкиваться с незаинтересованностью или равнодушием строителей основных дорог. По словам Марии Кульковой, «мы все — автомобилисты или пешеходы и, соответственно, должны строить для себя и в том, и в другом качестве». При этом конечный потребитель не всегда видит в генплане, что двор предусмотрен без машин, а ведь ему затем придется где-то парковаться.

Представитель Департамента транспорта Москвы Юлия Андреева рассказала о становлении единой транспортной системы. Высокие темпы строительства жилья неизбежно приводят к увеличению численности населения макрорегиона. «Соответственно, необходимо решать задачу комфортности транспортного обслуживания, — подчеркнула она. — В этом году была разработана программа по передаче под эгиду столицы смежных маршрутов с целью создания единой транспортной системы Москвы и Московской области. За четыре года планируется передать Москве на обслуживание около 170 маршрутов общественного транспорта». Зона охвата пригорода составит примерно 25 км от МКАД.

Территория Подмосковья была разделена на шесть сегментов. Начали с северо-запада, запада и юго-запада. В этом году Москве будут переданы 25 маршрутов. Закупается новый подвижной состав, определяются обязательства правительств Москвы и области по этому соглашению. Москва обеспечивает транспортное обслуживание, найм водителей, а область приводит к стандартам московского сервиса свою инфраструктуру, остановочные пункты, разворотные площадки, чтобы автобусы могли двигаться без нарушений, соблюдать расписание, комфортно и безопасно обеспечивать транспортное обслуживание.

Трамвай и немного философии

Очень интересные и аргументированные соображения по развитию наземного электротранспорта представил исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Владимир Фёдоров, заявивший: «Я, конечно, — сторонник электротранспорта как хорошего грамотного средства передвижения для больших городов, их экологии, экономики». Пройдет немного времени — и города начнут задумываться о возвращении трамваев и троллейбусов, в том числе на скоростных маршрутах. Тренд пока не самый модный, тем не менее, например, уже реализуются государственные концессии на строительство сети наземного электротранспорта в Волгограде, Нижнем Новгороде, Саратове, где идет реконструкция трамвайных сетей. Есть примеры успешных частных проектов в Санкт-Петербурге, где создается высокоскоростная магистраль.

Частные проекты в разных городах России в основном реализуются компаниями «Группа Мовиста» и Группа Синара, есть очень интересный проект в Краснодаре. В Челябинске удается развивать трамвайную сеть без концессий. «Во всех остальных городах проекты под вопросом. Если там нет концессий, то они все не реализуются», — отметил Владимир Фёдоров.

Первый заместитель генерального директора НИиПИ градостроительства, председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области Илья Машков обозначил принципиальные постулаты: «Качество жизни — это достаточная продолжительность здоровой жизни, приемлемый объем потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам, удовлетворительные социальные отношения». Добиться необходимого качества жизни можно в том числе за счет создания транспортного каркаса — ведущей структурной части градообразующей системы, охватывающей область сосредоточения функциональной активности массовых процессов жизнедеятельности населения, связанных с высокой интенсивностью освоения пространства. При этом ткань — структурно подчиненный каркасу основной материально-пространственный субстрат градообразующей системы, область преимущественной локализации видов деятельности, не требующих высокой пространственной концентрации. Качество повседневной жизни в части транспорта зависит от количества возможных сценариев проезда из точки А в точку Б, то есть транспортной доступности. Плотность дорог местного значения — важнейший показатель развития. «Инфраструктурная сбалансированность территории лежит в основе ее комплексного развития», — отметил Илья Машков.

Эффект ЮЛА

Подтверждением того, что обсуждали участники сессии в ТПП РФ, стала информация о вводе в эксплуатацию в Подмосковье нового участка крупнейшего дорожного проекта года — Южно-Лыткаринской автодороги (ЮЛА), возводимой в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Этот участок пройдет по густонаселенным территориям Ленинского и Раменского районов, через города Лыткарино, Балашиху и Люберцы. Губернатор Московской области Андрей Воробьев подчеркнул, что новая трасса улучшит транспортную доступность для трех миллионов жителей Московской агломерации.

Длина нового участка составит 2,3 км — он соединяет Каширское шоссе с трассой А-105 (подъезд к аэропорту Домодедово). Общая же протяженность дороги, на которой будут расположены для удобства пользователей и жителей прилегающих районов разноуровневые развязки, мосты и путепроводы, достигнет 45 км.

Новую трассу планируется полностью достроить в 2026 году. ЮЛА представляет собой высокоскоростную магистраль категории I-Б с шириной проезжей части 10-20 метров и расчетной скоростью движения 120 км/ч. Пропускная способность дороги составит 40 тыс. автомобилей в сутки, что позволит на четверть разгрузить трафик на МКАД. Безопасность движения будет обеспечена минимизирующими последствия ДТП элементами дорожной инфраструктуры — дорожной разметкой, знаками, специальными ограждениями.

Средний рейтинг
Еще нет оценок