«На Западе таких нет»: как отечественные самолёты-амфибии стали лучшими в мире

65 лет назад первый полёт совершил самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Эта летающая лодка создавалась для противодействия натовским атомным подлодкам. Она получила на вооружение специальные торпеды и глубинные бомбы. «Чайка» по-прежнему используется российским флотом, но в основном для борьбы с безэкипажными катерами ВСУ. Наследником Бе-12 стал уникальный гидросамолёт А-40 «Альбатрос», созданный в 1980-е. Впоследствии на его основе российские конструкторы разработали амфибию Бе-200, которая широко применяется для тушения пожаров. По словам экспертов, гениальными разработками отметился советский инженер Роберт Бартини. Его амфибии опередили время как минимум на полвека.

18 октября 1960 года в воздух впервые поднялся самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Летающая лодка поднялась в небо с грунтового аэродрома под управлением экипажа лётчика-испытателя Бурьянова. Через две недели она успешно взлетела с водной поверхности.

Испытания Бе-12 продолжались ещё несколько лет. На вооружение ВМФ амфибию приняли в конце ноября 1965 года. Однако её серийное производство стартовало на два года раньше — в декабре 1963 года. В общей сложности таганрогский авиазавод выпустил более 140 машин. На тот момент «Чайка» считалась крупнейшим в мире гидросамолётом.

Работы над Бе-12 начались в середине 1950-х с целью замены первой советской противолодочной амфибии Бе-6.

Советскому ВМФ требовалась летающая лодка с превосходной мореходностью и способностью поднимать в воздух солидный объём полезной нагрузки. Кроме того, предполагалось, что новый гидросамолёт будет оборудован шасси для взлёта и посадки на грунтовые аэродромы.

«Ростех» показал российский блок лазерных гироскопов, который будет устанавливаться на импортозамещённом лайнере SJ-100. Ранее также…

Проект новейшего гидросамолёта был поручен и успешно выполнен ОКБ советского авиаконструктора Георгия Бериева (сейчас — Таганрогский авиационный научно-технический комплекс, ТАНТК).

Главной задачей «Чайки» стали обнаружение и поражение подводных лодок противника. Арсенал Бе-12 состоял из различного радиогидроакустического оборудования, противолодочных торпед типа АТ, глубинных и осветительных бомб.

Машина получила два мощнейших маршевых турбовинтовых двигателя ТВД АИ-20Д, которые позволяли развивать скорость свыше 500 км/ч и подниматься на высоту до 8 тыс. м.

Детище Бериева по-прежнему стоит на вооружении ВМФ России. Как правило, «Чайки» занимаются патрулированием Чёрного моря совместно с транспортно-боевыми вертолётами Ка-29. Лётчики задействованы для обнаружения безэкипажных катеров (БЭК), быстроходных лодок и мин ВСУ.

В беседе с RT заслуженный лётчик России Владимир Попов заявил, что Бе-12 остаётся превосходной летающей лодкой, несмотря на почтенный возраст.

«На Бе-12 установлены турбовинтовые двигатели, которые сегодня являются самыми экономичными. Кроме того, Бе-12 оказались столь надёжными и простыми в эксплуатации, что им пока даже нет замены, нет альтернативы», — подчеркнул Попов. 

Советский итальянец

Помимо Бериева, ещё одним выдающимся конструктором советских самолётов-амфибий был итальянец Роберт Бартини. В 1912 году он был впечатлён показательным выступлением русского лётчика Харитона Славороссова и решил посвятить свою жизнь авиации.

Из Италии в СССР он уехал в 1920-х, когда к власти пришёл Бенито Муссолини. Долгие годы Бартини занимался разработкой самолётов для советских ВВС. В 1960-х он вплотную сосредоточился на проектах в сфере противолодочной авиации.

Российские самолёты-амфибии Бе-200 могли бы помочь в тушении крупнейших лесных пожаров в Калифорнии, но сделка с США не состоялась…

Для эффективного поиска атомных субмарин в океане без посадки в условиях сильного волнения итальянец спроектировал несколько машин по схеме вертикального взлёта и посадки.

Первым таким гидросамолётом Бартини стал МВА-62. Летающая лодка получила 12 специальных подъёмных двигателей и один маршевый на верху корпуса. С такой компоновкой амфибия могла выполнять противолодочные задачи при волнах высотой до 12,8 м.

Проект МВА-62 произвёл впечатление на военное руководство СССР, но из-за нехватки ресурсов было решено сконцентрировать усилия на его модификации — ВВА-14, получившей прозвище «Змей Горыныч».

Опытный образец летающей лодки Бартини был построен в начале 1970-х, первый полёт состоялся 4 сентября 1972 года. В 1974-м конструктор скончался. Испытания уникального самолёта ещё некоторое время продолжались, но в 1976 году все работы по ВВА-14 были прекращены.

«На Западе таких нет»: как отечественные самолёты-амфибии стали лучшими в мире

Как пояснил Владимир Попов, гений Бартини находится в одном ряду с Мясищевым, Ильюшиным и Туполевым. Однако конструкторские решения советского итальянца были труднореализуемы на практике.

«Бартини проектировал великолепные машины. Им действительно не было равных. Например, он детально проработал применение в авиации воздушной подушки и поплавковых систем посадки на болото и даже на траву. Его амфибии опережали свою эпоху минимум лет на 50. Думаю, это и была основная причина того, почему так мало его идей удалось реализовать в железе», — отметил Попов.

Наследники «Чайки»

Невероятным по своему масштабу эксперты считают позднесоветский проект амфибии А-40 «Альбатрос». Эта летающая лодка была призвана стать преемником легендарной «Чайки» и заменить противолодочный самолёт средней дальности Ил-38.

Помимо противодействия подлодкам, на А-40 возлагались задачи по постановке минных заграждений, радиотехнической разведке и поражению надводных целей. 

«На Западе таких нет»: как отечественные самолёты-амфибии стали лучшими в мире

В состав вооружения амфибии вошли специальное противолодочное оборудование, торпеды, глубинные бомбы, пассивные и активные гидробуи. При необходимости экипаж А-40 имел возможность применять тактическое ядерное оружие.

Испытания «Альбатроса» стартовали в декабре 1986 года. В НАТО новейшую советскую амфибию прозвали Mermaid («Русалка»). В 1991 году гидросамолёт впервые продемонстрировали зарубежной публике на авиасалоне в Ле-Бурже, где он произвёл настоящий фурор. Особым вниманием А-40 удостоил президент Франции Франсуа Миттеран.

В Москву из Петропавловска-Камчатского был доставлен американский истребитель времён Второй мировой войны P-63 Kingcobra, поднятый со…

После распада СССР российский флот не мог позволить себе серийное производство дорогостоящей амфибии. Самолётом заинтересовались британские военные — они прорабатывали возможность замены на А-40 патрульных самолётов Nimrod, но в итоге не подписали контракт с таганрогскими специалистами.

А-40 так и не был принят на вооружение ВМФ. Однако на его основе были разработаны пожарная, спасательная, пассажирская, транспортно-десантная модификации.

Более того, конструкторские решения, реализованные в «Альбатросе», широко использовались при создании в 1990-х годах многоцелевого гидросамолёта Бе-200 «Альтаир».

Сейчас эту амфибию активно эксплуатирует МЧС. А благодаря зарубежным миссиям российская летающая лодка завоевала славу лучшего воздушного пожарного в мире.

По данным ТАНТК, в противопожарной модификации «Альтаир» способен за 15 секунд зачерпывать 12 т воды — по меньшей мере в два раза больше других самолётов. За одну дозаправку Бе-200 может сбрасывать на охваченные огнём леса до 240 т воды.

Наряду с этим при необходимости гидросамолёт возможно загрузить водой и на аэродроме. За 15 минут он способен принять 9 т. Сами баки для воды оснащены восемью секциями, которые экипаж может открывать поочерёдно либо все сразу.

Современное тепловизионное и навигационное оборудование позволяет Бе-200 выполнять задачи в тёмное время суток, в условиях густой задымлённости и в горной местности. В разные годы «Альтаир» боролся с лесными пожарами в Турции, Иране, Греции, Португалии и других европейских странах.

Как отметил в разговоре с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, последнюю четверть века Бе-200 является, пожалуй, лучшим в мире пожарным самолётом.

«В мире, наверное, нет другого самолёта-амфибии, который мог бы, глиссируя, набирать сразу такое количество воды. Бе-200 был испытан в разных регионах мира и везде показал себя с лучшей стороны. Самолёт действительно уникальный, прекрасный, потрясающий», — сказал Гусаров.

По мнению эксперта, «Альтаир» является универсальной машиной. Однако в современных реалиях больше всего востребована его противопожарная версия, особенно в южных приморских странах, которые почти каждый год страдают от лесных пожаров.

«На Западе таких самолётов нет, и ранее мы помогали им. При этом Бе-200 они не покупали. Сейчас по понятным причинам никакие контакты по этому поводу невозможны. «Альтаиры» периодически выполняют задачи в Турции и Иране, но они нужны и в России. Главное, что мы сами их производим и используем. И при необходимости закроем потребности всего мира с помощью собственного парка Бе-200», — резюмировал Гусаров.

Средний рейтинг
Еще нет оценок