Предотвратить «идеальный шторм»: российские цементники договорились, какие меры помогут навести порядок на рынке и эффективно поддержат отрасль

Сергей Зеленцов В рамках XXVII Международного строительного форума «Цемент. Бетон. Сухие смеси» 30 октября прошел организованный «Стройгазетой» круглый стол «Варианты развития рынка цемента, бетона, сухих строительных смесей. Основные тренды и вызовы», на котором спикеры представили свои оценки состояния конкурентной борьбы на рынке цемента, обсудили возможные сценарии развития ситуации и предложили ряд решений по предотвращению дальнейшего спада производства продукции в цемпроме и смежных отраслях.

Тучи сгущаются

Евгений Высоцкий.gif

По сложившейся традиции, с оценкой текущего состояния и перспектив цементной отрасли и рынка выступил исполнительный директор СМ ПРО Евгений Высоцкий. По его словам, анализ показывает, что в предстоящий период события будут развиваться по пессимистичному сценарию, потребление цемента продолжит снижаться. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что к 2027 году ввод жилья может сократиться на 30%. Исходя из этого, следовало ожидать падения производства цемента с 66,5 млн тонн в 2024 году до 52,8 млн в 2027-м. Но не далее как в сентябре макроэкономические прогнозы госведомств существенно ухудшились, следовательно, можно обоснованно предполагать более резкое сокращение производства цемента, что ставит производителей в сложное положение, так как уже сегодня профицит мощностей в цемпроме, по оценке СМ ПРО, составляет 32,5 млн тонн и продолжает нарастать. Одновременно практически по всему периметру границ РФ усиливается давление импорта. «Только в Северо-Кавказском федеральном округе потребление превосходит имеющиеся мощности, в остальных округах имеется их существенный профицит», — сообщил Евгений Высоцкий.

По его оценке, конкуренция в цемпроме выше, чем практически во всех других сегментах промышленности стройматериалов (ПСМ). Подтверждает это и то, что некоторые заводы вынуждены поставлять цемент на расстояния свыше тысячи километров, в ЦФО его иногда привозят за 2,5 тыс. километров. «Такое происходит явно не от хорошей жизни», — отметил эксперт.

К тому же большое число независимых производителей на рынке не всегда «переходит» в высокое качество продукции. Однако, несмотря на высококонкурентную среду, инвесторы упрямо планируют строительство новых производств. Так, Евгений Высоцкий привел в пример «очередной подход» к строительству Калужского цементного завода — в третий или четвертый раз. По его предположению, вложения в цемпром стали особой «зоной доверия» и инвестор уверен, что цемент всегда будет нужен, а государство всегда будет строить, то есть живет настроением, что пусть сегодня на рынке тучи, но завтра непременно будет солнце. Но с таким подходом есть риск «выкинуть на ветер» десятки миллиардов рублей. Вместе с тем, инвесторы не спешат вкладываться в смежные сегменты, например, в производство теплоизоляции или стройизделий из гипса, хотя в них конкуренция ниже, а входные барьеры для бизнеса ниже. «В этих сегментах настоящее мегаполе для приложения инвестиций, а в цемпроме вечный бой и беспокойные сны об ускользающих доходах. Так, может быть, дело не в экономике, а в психологии?» — констатировал Евгений Высоцкий.

По его мнению, при производстве цемента сложились условия, когда отрасль не имеет возможности развиваться. Вдобавок значительно усложнилась логистика, выросли в цене газ и электричество, оплата труда, железнодорожные перевозки, повысилось регуляторное давление при крайне высокой ключевой ставке Центробанка. «Все это создает условия для «идеального шторма» в цемпроме — сценария, когда негативные факторы накладываются друг на друга и формируются предпосылки для дальнейшего значительного ухудшения ситуации в отрасли», — заключил Евгений Высоцкий.

Планы «не бьются» с реалиями

Дарья Мартынкина.gif

Исполнительный директор Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ») Дарья Мартынкина указала, что проектная производственная мощность российских цементных заводов, по данным Союза, составляет 104 млн тонн цемента в год. Иногда можно услышать мнение, что часть имеющихся мощностей — «какие-то ржавые железяки», которые никогда не могут быть запущены в работу. «На это я говорю: «А вы знаете, что в Новосибирской области есть цементный завод проектной мощностью 300 тыс. тонн в год, который работает на списанной печи другого цементного завода? А на Тимлюйском цементном заводе в Бурятии запущена печь, до этого «молчавшая», как говорят цементники, 11 лет? Есть и другие примеры. Только сам производитель точно скажет, какую мощность он может дать на своем оборудовании. Проектная мощность способна стать реальной при соблюдении ряда условий, включая четкое и заблаговременное планирование объемов потребления с учетом капиталоемкости отрасли», — рассказала она.

Но как раз к планированию возникает много вопросов. Сейчас острая тема для отрасли — предполагаемое строительство цемзавода в Хабаровском крае. Цементная промышленность Дальневосточного федерального округа представлена шестью действующими предприятиями общей производственной мощностью 5 млн тонн цемента в год. При этом емкость рынка составляет не более 4 млн тонн в год, в том числе в Хабаровском крае — 504 тыс. тонн, с перспективой снижения в ближайшие 2-3 года. Крупнейшим поставщиком Хабаровского края (93%) является АО «Спасскцемент» мощностью 2,57 млн тонн в год. Оставшуюся потребность обеспечивает Теплоозерский цементный завод мощностью 0,63 млн тонн в год.

Новый цементный завод в любом из регионов ДФО столкнется с проблемой низкой загрузки производственных мощностей, необходимостью работать в убыток, невозможностью выйти на окупаемость. При этом расположение нового завода непосредственно в Хабаровском крае не может считаться конкурентным преимуществом, так как расстояние от потенциального места строительства завода до основного центра потребления (Хабаровск) составляет около 670 км, а расстояние от Новоспасского цементного завода — 540 км, от Теплоозерского цементного завода — 280 км. Таким образом, имеющихся цементных мощностей с лихвой хватает для обеспечения ДФО.

И для обеспечения всех потребностей внутреннего рынка РФ проектных 104 млн тонн в год более чем достаточно. Строительство новых заводов должно учитывать общеотраслевые и региональные балансы спроса и предложения. Пока же даже имеющиеся производства работают вполсилы. Средний уровень загрузки российской цементной промышленности за последние 10 лет — 60%. И он снижается не только изза сжатия внутреннего спроса, но и вследствие быстрого роста импорта цемента из ряда соседних государств. «Рынок падает, и в этом году мы ожидаем завоз в Россию не менее 3,7 миллиона тонн цемента — не меньше, чем в прошлом году, соответственно, доля импорта увеличится. А с учетом серых поставок объем импорта будет еще больше», — спрогнозировала Дарья Мартынкина.

В частности, в 2023-2024 годах фиксировался резкий рост количества сертификатов соответствия на цементную продукцию серийного производства, ввезенную из стран, не входящих в ЕАЭС, — Ирана, Турции, Вьетнама и Китая. Аналогичная динамика наблюдается и по количеству получивших сертификаты заводов-изготовителей цемента из этих стран.

Отдельно она рассмотрела ситуацию с иранским цементом: с 2021-го по 2024 год количество сертификатов соответствия, выданных российскими органами на иранский цемент серийного производства, выросло на 180%, число иранских заводов-изготовителей цемента, сертифицировавших продукцию для импорта в РФ, подскочило на 260%, а группа уполномоченных иранскими изготовителями цемента российских юридических лиц, которые будут помогать этой продукции въезжать в нашу страну, расширилась на 172,7%.

По инициативе «СОЮЗЦЕМЕНТа» эксперты Президентской академии (РАНХиГС) провели исследование российской цементной промышленности. Главный вывод по его итогам: любое резкое наращивание импорта приведет к совокупным потерям экономики Российской Федерации. В случае стечения всех неблагоприятных факторов потери в экономике в целом составят до 52,6 млрд рублей в год, в том числе прямые потери государства от недополученных налогов и сборов — до 15,4 млрд рублей в год. «Производство цемента на территории государства в достаточном количестве является необходимым условием его суверенитета, недостаток собственного цемента может стать основанием для внешнего влияния и сдерживающим фактором в развитии страны», — указала Дарья Мартынкина.

По ее мнению, рост импорта происходит прежде всего из-за ценовых преимуществ ввозимого материала: практически все составляющие цены импортного цемента в странах-изготовителях ниже, чем в РФ, в то время как в России продолжают быстро дорожать газ, уголь, электроэнергия, топливо, растут транспортные расходы и тарифы естественных монополий, уровень зарплат. Оборудование и запасные части дорожают из-за санкций. При этом отечественные цементники не могут влиять более чем на 55% составляющих цены своего продукта. В пользу импортеров курсовая разница. Одновременно производители цемента в странах, из которых его завозят в Россию, получают немалую поддержку от своих государств, которые выделяют им средства на модернизацию, субсидии на логистику и расширение импорта и т. д.

В этой связи поучительна картина, сложившаяся в цементной отрасли Казахстана, где 16 цементных заводов мощностью 18 млн тонн в год в 2023 году произвели 12,1 млн тонн цемента, то есть имеется огромный профицит собственного продукта. Но в последнее время в страну хлынул импорт: по данным республиканской статистики, только за 8 месяцев этого года завоз цемента из Узбекистана увеличился на 600% (до 267 тыс. тонн), из Польши — на 68%, из Турции — на 100%. В результате на рынке Казахстана доля импорта выросла до 8-10% и продолжает увеличиваться (по итогам года ожидается антирекорд в 1,5 млн тонн). На этом фоне в Казахстан заходят китайские инвесторы и вкладываются в строительство дополнительных мощностей; ими уже построено несколько новых заводов, которые ведут свою ценовую политику.

Результатом сочетания этих двух факторов уже стало закрытие цементных заводов АО «ACIG», ТОО «Рудненский цементный завод», ТОО «Жамбыл недр», причем это не старые предприятия, они были введены в последние десятилетия, а строительство одного из них даже финансировал госбанк Казахстана — то есть выданные им деньги потеряны. Плюс сейчас еще одно казахстанское предприятие балансирует на грани окончательной остановки, уже не платит зарплаты. Таким образом можно наглядно видеть, как волна неконтролируемого импорта на фоне строительства избыточных мощностей в этой стране приводит к дестабилизации рынка, разбалансировке спроса и предложения, порождает негативные социально-экономические последствия.

«Такой сценарий ожидает и Российскую Федерацию, если не предпринять проактивных мер, а рост импорта не будет осознан как проблема», — предупредила Дарья Мартынкина.

В целях недопущения ухудшения ситуации в цемпроме в «СОЮЗЦЕМЕНТе» предлагают, во-первых, ввести дополнительные пошлины или квоты на цемент, поставляемый из-за пределов ЕАЭС. И хотя это сложный вопрос, работа в этом направлении представителями отрасли ведется. Во-вторых, необходимо ввести автоматическое лицензирование импорта цемента из-за пределов ЕАЭС. В-третьих, следует работать над выравниванием условий конкуренции для цементной промышленности. В-четвертых, необходимо обсуждение на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) текущей ситуации с возможным включением самоограничений на поставки цемента; этот орган мог бы установить правила игры на общем рынке стран Содружества и для импортеров. С коллегами и партнерами всегда можно договариваться!

Также в «СОЮЗЦЕМЕНТе» считают уместным возвращение ранее отмененных трехпроцентных пошлин на иранский цемент, так как оснований для отмены этой сдерживающей меры в настоящее время «точно нет». Тем паче это надо сделать, поскольку взимание пошлин принесет дополнительные деньги в бюджет. И, наконец, настало время заняться вопросами качества ввозимой на территорию стран ЕАЭС продукции, а для этого потребуется наладить инспекционный контроль за каждой партией цемента на границах государств Содружества, а также ввести институт нотификации органов по оценке соответствия цемента. «Если мы реализуем все эти меры, то на рынках ЕАЭС будет гораздо больше порядка», — заключила Дарья Мартынкина.

Утраченная долговечность

Наталья Стржалковская.gif

Более подробно вопросы качества цемента были рассмотрены в докладе руководителя департамента по техническому маркетингу ЦЕМРОСа Натальи Стржалковской. Она отметила, что представителей отечественной цементной отрасли проблема притока импорта тревожит не только и не столько с точки зрения ценовой конкуренции, в условиях которой работающие на рынке российские компании давно привыкли существовать, — большее беспокойство вызывают свойства ввозимой продукции. И тут нужно понимать, что импортный цемент, когда речь идет не о продукции из Белоруссии и Казахстана, с которыми у России общая нормативная база, а о вьетнамском, иранском, китайском цементах, объективно отличающихся от российского, ввиду того, что нормативы по его производству в зарубежных странах другие. Это не означает, что импортный цемент некачественный, важно отметить, что свойства таких цементов соответствуют иным региональным условиям и требованиям локальной строительной отрасли. Опытные строители это прекрасно знают и никогда не применяют более дешевый иранский или турецкий цемент в чистом виде, чаще используется смесь с российским. Именно так полученное вяжущее становится похожим на цемент, с точки зрения тех, кто его использует.

При этом запрос на качественный цемент на российском рынке различается в зависимости от нужд клиента и сегмента потребления. Качественный цемент для перевалки и фасовки (20% потребления в РФ), например, условный ЦЕМ I 42,5Н, может отличаться от цемента с таким же названием, качество которого является превосходным для производства бетона (26% потребления), ЖБИ, ЖБК и других изделий (28%), но считаться недостаточным по каким-то конкретным параметрам для производства сухих смесей (6%), строительства инфраструктуры и промышленных объектов (2%). «Качество качеству рознь, хотя цемент для разных видов работ может называться одинаково», — подчеркнула Наталья Стржалковская.

Кризис и нехватка средств у потребителей, считает она, негативно влияют на структуру потребления цемента. В настоящее время на портландцемент без минеральных добавок приходится 67% рынка, а на портландцемент с добавками 33%. И, как всегда в тяжелые времена, доля чистого цемента растет. Это происходит по вполне понятным причинам. Свою отрицательную роль в этом процессе играет низкое качество инертных материалов, склонность к использованию дешевых малоэффективных модифицирующих добавок для бетонов, недостаточная квалификация технологов, отсутствие заводской лаборатории и оборудования и т. д. Соответственно, востребован больше чистоклинкерный цемент, так как он наносит минимальный вред при неумелом или неэффективном использовании.

В своем докладе представитель крупнейшего российского холдинга подробно рассмотрела параметры, влияющие на качество цемента. Как известно, свойства этого продукта в первую очередь задаются и управляются основными клинкерными минералами, содержанием гипса, щелочных оксидов и т. д. В частности, кинетика твердения в ранние сроки, которая важна большинству клиентов, зависит от содержания алюминатов и щелочей в портландцементе. В то же время, трещины на конструкциях, возникающие впоследствии, зачастую являются результатом гонки за снижением временных издержек, ускорением процесса строительства.

Наталья Стржалковская подробно остановилась на вопросах технологии производства цемента, указав на важность соблюдения требований к помолу, эффективности различных типов сепараторов, гранулометрического распределения частиц и т. д., отметив, что цементники могут ювелирно работать и создавать идеальные цементы для различных типов конструкций, но чтобы выпустить цемент, удовлетворяющий требованиям клиента, нужно иметь грамотный запрос: «Наши цементы используются в дорожном, мостовом, специальном и жилищном строительстве. Для обеспечения долговечности зданий и сооружений, пожалуйста, правильно формулируйте свои пожелания». Иногда нелишне вспомнить, как удавалось строить долговечные конструкции в прошлом. В этих целях Наталья Стржалковская привела таблицу по минералогии цементов, из которой следует, что содержание двухкальциевого силиката белита (C2S), который образно называют «минералом долговечности», в клинкере российских производителей упало с 11-26% в 1962 году до 4-8% в 2025-м. Собственно, поэтому с таким трудом приходится ломать хрущевские пятиэтажки, которые были рассчитаны на 25 лет службы.

Увы, существуют риски снижения долговечности конструкций с учетом особенностей современных цементов. В частности, в паспорте цемента одного из конкурирующих производителей РФ содержание двухкальциевого силиката обозначено всего лишь в 2%, поэтому не следует удивляться последствиям его применения для конструкций: бетон может быть прочным, но недолговечным. «Иранский, китайский, турецкий цементы — они другие. Поэтому строителям не надо себя уговаривать, что использование более дешевой продукции покроет будущие издержки. Мы свою страну строим, а не чужую», — подвела черту под эмоциональным выступлением Наталья Стржалковская.

Опора на инновации

Таким образом, на рынке действует ряд негативных тенденций, и в случае обострения экономической ситуации положение в цементной отрасли может стать еще сложнее. Как всегда в подобные периоды, выход может быть найден не только при помощи нормативного регулирования и административных мер — необходимо повышать производительность труда в цемпроме и строительстве, шире использовать перспективные материалы и решения.

Алексей Давидюк.gif

«Выход из положения — это инновации», — начал свой доклад доктор технических наук, председатель Совета директоров ГК КТБ Алексей Давидюк. Он подробно рассказал слушателям о революционных сдвигах в сфере производства ультралегких бетонов на основе пеностеклогранулятов. У этих перспективных бетонов очень широкий диапазон применения — от использования в качестве несущих конструкций до опалубки. А благодаря своей выдающейся плотности и прочности они превосходят многие традиционные материалы и позволяют удешевлять итоговые конструкции, повышать их теплоизоляционные и прочие характеристики. Алексей Давидюк анонсировал запуск в первой половине 2026 года первого в РФ завода по производству пеностеклогранулятов мощностью более 50 тыс. кубометров в год. Продукция будет выпускаться под торговой маркой «Диатек» фирмой ООО «ЗТМ Люкс» для производства легкобетонных конструкций и сухих смесей при научно-техническом сопровождении ГК КТБ. Кроме того, докладчик представил новые виды арматуры и их преимущества для производства бетонных конструкций — высокомодульную композитную на углеволокне и металлическую А550СК.

Егор Сазонов.gif

Свои решения представила на круглом столе и компания «ЭЛКОН», изделия которой в своем сегменте занимают достойные позиции в России уже более 15 лет. Ее региональный директор Егор Сазонов привел сжатый анализ состояния рынка бетоносмесительных установок (БСУ) и рассмотрел специфику и перспективы их использования на ведущих стройках России, дополнив выступление рядом ярких примеров.

Так, в России впервые появились всесезонные плавучие заводы компании. В частности, с помощью одного из них в 2024 году был введен в эксплуатацию мост в Самарской области, бетон для его возведения поставлялся прямо с барж, на которых размещались установки «ЭЛКОН»; эта практика будет продолжена. Сейчас реализуется масштабный проект по строительству мостового перехода через Лену; оборудование, с помощью которого его возведут, уже смонтировано. Мощный полнокомплектый завод «ЭЛКОН» для этой стройки аккумулирует практически все передовые наработки компании. «Надеюсь, фотографии нового моста мы получим в следующем году», — заявил спикер.

Следующий пример эффективного подхода — оснащение современным оборудованием завода объемно-блочного домостроения в Республике Чувашии. На этом объекте «ЭЛКОН» запустил в работу две всесезонные бетонные установки производительностью 90-120 кубометров керамзитобетона в час. «Ключевая особенность данного проекта — объединение двух заводов в единую линию подачи», — рассказал спикер.

Также компания активно участвует в программе регионального дорожного строительства. Причем все шире используется технология использования тяжелых бетонов для асфальтобетонных дорог. Их прокладка в настоящее время активизировалась в Саратовской области и ряде других регионов. Для таких проектов как раз идеально подходят новые 150-е заводы «ЭЛКОН», так как они обладают мощным приводом для производства тяжелого бетона и имеют широкий шифер, что обеспечивает его быструю выгрузку в самосвалы, у которых коэффициент загрузки составляет 0,7, а не 100% как у миксеров. Также БСУ компании оказались незаменимы при замене взлетно-посадочной полосы и других сооружений аэропорта Норильска. «Ведется работа по превращению установок «ЭЛКОН» для этого проекта во всесезонный завод, чтобы вести работы и в зимний период», — рассказал Егор Сазонов.

Всего за 15 лет работы на российском рынке компанией «ЭЛКОН» было смонтировано более 1,5 тыс. бетонных заводов. Производитель продолжает развивать спектр своих возможностей. В частности, «ЭЛКОН» стал участником крупного инвестпроекта в Самарской области по изготовлению ключевого оборудования для цемпрома (силосов и т. д.), для чего уже закуплены и запущены в работу четыре робота-сварщики KUKA, токарный станок с ЧПУ, аппарат лазерной резки. «В ближайшем будущем мы там начнем строить новый производственный корпус площадью 16 тыс. кв. метров, который будет оснащен самыми современными технологиями», — сообщил Егор Сазонов.

По общему мнению участников круглого стола, высказанные на нем оценки и состоявшаяся дискуссия подтвердили, что российская цементная отрасль обладает существенным запасом прочности. Но даже такое «богатырское» здоровье можно «угробить». Поэтому необходима скорейшая реализация актуальных защитных мер, о которых говорилось в обсуждениях. Цементный рынок нуждается в наведении элементарного порядка — тогда любой кризис и спад потребления способны стать стартом для нового витка модернизации отрасли. Тем более, что перечень инноваций по обеспечению ускоренного развития цемпрома весьма широк.

Средний рейтинг
Еще нет оценок