Течение перемен: российские регионы начинают «водную» перезагрузку

Shutterstock/FOTODOM В Нижнем Новгороде в рамках форума «Реки. Круизы. Маршруты» эксперты обсудили, как реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни» изменит облик прибрежных территорий страны. Ключевыми темами сессии, партнером которой впервые выступил Минстрой РФ, стали комплексное развитие набережных и интеграция водных артерий в экономику городов.

От национальной цели — к местным решениям

О значимости нового вектора развития рассказала директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Мария Синичич: «Наша задача — создать такую программу, чтобы вовлечь в развитие реку и прибрежные территории». По ее словам, более половины из 2 160 опорных населенных пунктов, где проживает 75% россиян, находятся на водных маршрутах. Лучшие практики, представленные на форуме, будут собраны в единую базу для тиражирования по регионам.

Нижегородский опыт

Инвестиционный потенциал прибрежных зон высок, но сложен с точки зрения регулирования. Как преодолевать эти противоречия, на примере Нижегородской области объяснила министр градостроительства Дарья Шунаева. Для согласования интересов инвесторов и власти в регионе создан штаб градостроительной политики, проведший уже около 300 заседаний. «Это инструмент прямого диалога, — подчеркнула Дарья Шунаева. — Мы в ручном режиме по каждому проекту достигаем баланса обязательств, тщательно прорабатывая полную обеспеченность будущей застройки инфраструктурой».

Благодаря этой работе в Нижнем Новгороде уже реализуется пять крупных проектов КРТ, которые сформируют новый речной фасад города, включая набережные Оки и Гребного канала.

От финансовой отчетности к социальному эффекту

Важным трендом стало изменение подхода к федеральному финансированию. Как сообщила глава комиссии по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Анна Носова, с 2025 года в силу вступает приказ Минэкономразвития №418. Теперь эффективность инфраструктурных проектов будет оцениваться не только по финансовым показателям, но и по социально-экономическому эффекту — влиянию на занятость, развитие агломераций и доступность услуг. «Это закрепляет позитивную практику, — считает Анна Носова. — Речь о том, чтобы проекты после формального завершения не стагнировали, а обладали экономическими мультипликаторами».

Казань в авангарде

Яркий пример проекта, отвечающего новым критериям, — водно-туристический кластер «Локомотив» в Казани. Как рассказала начальник отдела концептуальных разработок Института развития Казани Гюзель Юлдашбаева, несмотря на сезонность водного туризма, акцент был сделан на круглогодичном использовании территории. Помимо яхтенной марины на 700 мест и терминала здесь построят крупнейший в Европе центр экстремальных водных видов спорта с всесезонной искусственной волной площадью 5,5 тыс. кв. метров, что превратит его в кластер международного уровня.

Системный оператор как ключ к успеху

Для управления такими сложными проектами в новых условиях регионам, по мнению Анны Носовой, необходимо стать «системными операторами водной экономики». Это может быть автономная некоммерческая организация или управляющая компания, которая аккумулирует водно-земельные ресурсы и синхронизирует частные инициативы с городской стратегией и нацпроектами. Такой подход позволит выстраивать единый инвестиционный контур и избежать точечной, несвязанной застройки, которая не приносит комплексного эффекта городу и жителям.

Участие в конференции более 130 экспертов из разных регионов подтверждает: водные пространства перестают быть просто транспортными коридорами, а становятся ключевым элементом для создания нового качества жизни и устойчивого экономического роста.

Средний рейтинг
Еще нет оценок